Ведение бухучета МФО
Ведение бухучета микрофинансовых организаций (МФО) несколько отличается от обслуживания стандартной компании ООО.
Ведение бухучета МФО предполагает использование только общей системы налогообложения согласно пп.20 п.3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 20, именуемым «Микрофинансовые организации».
Таким образом, микрофинансовые организации должны вносить платежи по следующим налогам и взносам:
- Взносы в ПФР, ФСС РФ, НДФЛ
- Налог на прибыль;
- Налог на имущество юридических лиц.
При ведении бухучета МФО бухгалтеру следует опираться на такие законодательные акты, как:
- Гражданский кодекс (статьи 807 и 809);
- ПБУ 9/99 N32н от 6.05.1999 года «Доходы организации»;
- ПБУ 10/99 N33н от 6.05.1999 года «Расходы организации»;
- ПБУ 19/02 N126н от 10.12.2002 года «Учёт финансовых вложений»;
- Федеральный закон N151-ФЗ от 2.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Для ведения бухучета МФО наличие главного бухгалтера обязательно.
Бухучет операций по договорам займа в МФО
Во время проведения бухгалтерских операций на основании договоров займа в микрофинансовых организациях следует понимать, что деньги выданные заемщику в качестве кредита не являются расходами, тогда как доходами не признаются денежные средства, которые вернул заёмщик. В таком случае эта сумма основного долга может считаться финансовым вложением. Доходом микрокредитной организации будет являться сумма процентов и пени.
Важно! Финансовым вложением не будет считаться беспроцентный денежный займ.
Поскольку договора займа подразумевает операции выдачи средств и их поступления, то проводки по ним будут выглядеть так:
1. Выдача займа (финансовые вложения)
Безналичный перевод средств Д 58.3 К51
Выдача наличных из кассы Д 58.03 К50
2. Погашение задолженности (возврат финансовых вложений)
Безналичный перевод средств Д 51 К58.03
Выдача наличных из кассы Д 50 К58.03
3. Начисление процентов по кредиту Д 76 К90
4. Оплата процентов кредита
Безналичный перевод средств Д 51 К 76
Выдача наличных из кассы Д 50 К 76
Важно! Проценты по кредиту – доходы от финансовых вложений. И как они будут учитываться зависит от применяемого ПБУ.
Если основанием для учета процентов является ПБУ 9/99, то эти средства будут учитываться как прочие доходы. В случае же с применением Правила бухгалтерского учёта N19/02 процентные начисления будут являться доходами от общих видов деятельности. Так как в микрофинансовых организациях выдача денежных средств в качестве займа является основной деятельностью, то целесообразно применять схему учета процентов
Отражение неустойки (пени) при ведении бухучета МФО
Существует достаточное число ситуаций, когда заёмщики несвоевременно оплачивают взносы по кредиту или же не оплачивают их вовсе. В этом случае, согласно договору, кредитная организация вправе начислять пени, размер которых так же оговаривается договором. Однако, при взыскании пени в судебном порядке зачастую мировые суды делают пересчёт пени по текущей ставке рефинансирования.
Так же в случае учета начисленной пени, она облагается налогами на прибыль организации, даже если не была уплачена. Поэтому советуем применять следующую схему учета неустойки:
- Ввести новый забалансовый счёт, например, счёт ПЕ и начислить пеню;
- При оплате сделать следующие проводки: Дебет – счёт 50.01 либо 51 в зависимости от того, каким образом внесены средства; Кредит – счёт 76.07;
- Чтобы признать пеню доходом следует провести операцию следующим образом: Дебет – 76.07 счёт, а Кредит – 91.01 счёт.
- Для списания пени или ее части с забалансового счета ПЕ следует выполнить проводку, где нет Дебета, а есть Кредит – ПЕ.
При условии, что оплата не производилась, но исковое требование вступило в силу целесообразно выполнение только двух последних пунктов
Резерв потери по займам в МФО
Резерв потери по займам представляет собой сумму денежных средств, отражающую в бухучета риск невозврата заемщиком денежных средств и неуплату процентов. Эта сумма имеет значение только, как цифра на бумаге, реального же резервирования денежных средств на расчетном счету Центральный Банк России от микрофинансовых организаций не требует (Указание ЦБ России N3321 от 14.07.14). Данный резерв рассчитываешься ежеквартально, после чего он сравнивается с предыдущим и положительная разница начисляется, а отрицательная – списывается.
Для резервов имеют место следующие проводки:
•Начисление резервов по основному долгу: Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 59;
•Начисление резервов по процентам:
•Дебет – счёт 91.02, Кредит – счёт 63;
•Учёт разницы в резервах: Дебет – счёт 63, Кредит – счет 91.01;
•Списание безнадёжной задолженности за счёт резерва: Дебет – счёт 59;
•Кредит – счёт 58.03 либо счёт 76.02.
При наличии деятельности цена ведения бухучета составляет от 5'000 до 45'000 рублей в месяц. В цену входит ежемесячный отчет в ЦБ.
Цена сдачи нулевой отчетности за квартал 7'000 рублей.
Отдельно оплачивается квартальный отчет в ЦБ: 6000р.
Отдельно оплачивается годовой отчет в ЦБ: 10500р.
Для того, чтобы вести бухучет МФО необходимо иметь:
1. 1С "МФО"
2. обработки для 1С, которые бы позволяли автоматически выгружать из специализированных программ МФО в 1С
3. ключи сдля сдачи отчетности в ЦБ РФ
4. ключи для сдачи отчетности в ИФНС, ФСС, ПФР
Если Вы решаете, кому доверить ведение бухучета своей микрофинансовой компании, позвоните нам. У нас большой опыт ведения бухучета микрофинансовых организаций. Мы сделаем так, чтобы Вы были довольны нашей работой.