Письмо об отсутствии задолженности
Стоимость услуги:
Выверка платежей с налоговой и фондами | 8500 руб. |
Получение справки об отсутствии задолженности | 17000 руб. |
Для проведения сверки (выверки) платежей с налоговой и фондами необходимы:
- декларации, отчеты за 4-е предшествующих года
- платежные поручения на налоги и сборы, заверенные банком за 4-е предшествующих года.
Обязан ли налоговый орган проводить сверку? Каков ее порядок? Как урегулировать разногласия с налоговой и избежать безакцептного списания? Об этом и не только нам рассказали московские юристы.
Кто прав, а кто обязан
Сверка, как, впрочем, и любой другой контакт с фискальными органами – процедура малоприятная. Справедливости ради надо сказать, что обязанностью налогоплательщика она не является – это его право. В то время как для налоговой инспекции совсем наоборот.
– Налоговый орган обязан проводить сверку расчетов налогоплательщика в нескольких случаях, – поясняет генеральный директор компании «ЮрЛица» Александра Забелина. – Ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками; при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую или при ликвидации (реорганизации) организации; а также по инициативе налогоплательщика (Приказ ФНС №САЭ-3-01/444).
Другой вопрос, что проявить инициативу налогоплательщика, как правило, заставляют обстоятельства. Участие в тендере или попытка привлечь банковский кредит – для этого, как правило, необходима справка из ФНС об отсутствии задолженности перед бюджетом, для получения которой, в свою очередь, нужно сверить расчеты с инспекцией. Подозрительное ощущение, что вы переплатили налоги в казну, и неплохо было бы их вернуть или перезачесть. Не менее подозрительное ощущение, что вы перечислили налог по неправильному или несуществующему КБК (коду бюджетной классификации). Наконец, тревожный звонок из ФНС, оповещающий о том, что необходимо оплатить уже давно вами оплаченный НДС, ЕСН, налог на прибыль, на имущество и т.д.
О порядке и беспорядках
Вообще-то у процедуры сверки расчетов есть строго установленный порядок.
– Приказом ФНС России № САЭ-3-01/444 от 9 сентября 2005 года утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, – рассказывает генеральный директор юридического центра «Глосса» Антон Стружков. – В пункте 3 этого регламента прописан порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика. В частности, там указаны сроки, в которые налоговая инспекция обязана выдать налогоплательщику акт сверки. «Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней». Необходимо отметить, что в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
Однако как показывает жизнь, строго установленный ФНС порядок налоговые органы выполняют совсем не строго. На практике организации очень часто тратят на получение вожделенного акта сверки месяцы. Что делать в подобной ситуации?
– Изучать свои права, – советует Антон Стружков. – Необходимо знать регламент, знать прописанные в нем сроки. Скандалить, сильно давить на них я бы не рекомендовал, они тоже люди, а просто постоянно напоминать, показывать свою осведомленность.
Кстати, еще один любопытный факт о регламентах и сроках. В начале года СМИ радостно информировали общественность о том, что теперь сверяться будет проще и процедура будет занимать меньше времени – 11 января 2007 года приказом ФНС России № САЭ-3-25/2 был утвержден новый Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В новом документе, в частности, были прописаны временные рамки, отведенные инспекторам на выполнение каждого отдельного действия в ходе сверки. Например, на формирования самого первого, так называемого краткого, акта налоговому органу полагалось не более пяти рабочих дней с момента подачи налогоплательщиком заявления о сверке расчетов. Регламент вступил в силу 1 апреля 2007 года, а уже через три с половиной недели – 25 апреля вышел приказ ФНС России № ММ-3-25/261, его отменяющий. Одной из основных причин называли то, что инспекции просто-напросто не укладываются в установленные новым документом сроки. О том, что исполнители на местах с временными рамками и старого регламента не очень-то дружат, авторы улучшенной версии, наверное, не знали.
Все только начинается
Как бы то ни было, начинать процедуру сверки полагается с подачи соответствующего заявления.
– Содержание заявления может быть следующим, – рассказывает Александра Забелина. – «Просим провести сверку платежей и начисленных налогов, взносов с момента образования компании по настоящий момент». Особое внимание надо обратить на то, что заявления должны содержать ИНН, КПП, ОГРН компании, название, юридический адрес, ФИО исполнителя, телефон. Иначе заявление не будет рассмотрено. Заявление составляется в двух экземплярах, один из них подается в канцелярию, на втором вам поставят входящий номер и отдадут на руки. По номеру вы всегда сможете узнать, кто сейчас работает с вашим заявлением. Через пару дней следует позвонить в отдел по работе с налогоплательщиками, узнать имя инспектора, на которого вы были расписаны, и дату приема.
К этой дате налоговики должны подготовить свой вариант акта сверки расчетов. В документе этом будет отражена точка зрения налоговиков на ваши задолженности и переплаты по налогам, пеням, штрафам. Если случилось чудо, и их мнение совпало с вашим, поздравляем. Можете спокойно ставить в акте свою подпись с пометкой «согласовано без разногласий» и радоваться жизни. Если же указанные в официальной бумаге цифры вызывают у вас, мягко говоря, недоумение и желание разобраться, сочувствуем. Для вас все только начинается.
Когда с налоговой согласья нет
Причины диссонанса могут быть разные. Во-первых, совсем не секрет, что в инспекциях на местах порой творится форменный бардак – одна и та же декларация вносится два раза, а информация о перечисленных в бюджет деньгах, напротив, теряется где-то в коридорах налоговой и в память системы так и не попадает и т.д. Во-вторых, совсем не тайна, что и налогоплательщик не всегда все делает правильно – ошибается в КБК, номере расчетного счета и т.п. В любом случае вам придется поднять «первичку» и приготовиться к затяжному процессу по отстаиванию своих прав.
– Сверка – несложный, но по времени затратный процесс, – делится опытом генеральный директор компании «ЮрЛица». – Если у налоговой (это касается и внебюджетных фондов) не была введена в компьютерную базу информация об оплате налогов, сборов или дважды введены декларации, то за вашей компанией числится недоимка и начисляются пени. В таком случае вам с оригиналами платежек и декларациями следует подойти в отдел ввода информации. После введения недостающих платежей, обнуления вторых, ошибочно введенных, экземпляров деклараций пени также будут автоматически обнулены. Поэтому по поводу ошибочно начисленных пеней переживать не следует. Другое дело, если выясняется, что вами неправильно указан КБК или расчетный счет на перечисление налогов в платежном поручении. Тогда надо написать письмо в отдел урегулирования задолженности, чтобы ваш платеж нашли. Если расчетный счет указан верно, то данный платеж можно с одного КБК перекинуть на нужный путем заявления. Если дело в неверно указанном расчетном счете, следует написать заявление о возврате средств из бюджета с обязательным указанием ваших банковских реквизитов. Многие пессимистично смотрят на возможность возврата, а зря.
И действительно, зря. По словам генерального директора юридического центра «Глосса», вероятность того, что ваша кампания по наведению порядка в налоговой канцелярии увенчается вашим же успехом, достаточно велика – 80-90%. Другой вопрос, что помимо оптимизма вам придется вооружиться терпением – процесс урегулирования разногласий с ИФНС и получения долгожданного и безупречного с вашей точки зрения акта сверки затянется месяца на три-четыре.
Как должен вести себя на протяжении всех этих месяцев налогоплательщик, в регламенте не написано. Поэтому рекомендации в этой области носят скорее психологический, чем юридический характер. Итак, как бы ни было велико желание ругаться и топать ногами, делать этого специалисты не советуют. Не советуют они также и самоустранятся от разбирательств в наивной надежде, что все само собой как-то рассосется.
– Конечно, если есть возможность проконтролировать работу инспектора, надо контролировать, – рекомендует Александра Забелина. – Попытаться создать приятную обстановку для работы. Здесь важно обаяние собеседника. Ваши точность, пунктуальность, готовность дойти до конца. Инспектор должен видеть, что без окончательного результата, который устроит вас, вы не уйдете.
Ответ на безакцепт
Самое обидное, что не урегулированные вовремя разногласия с налоговой инспекцией могут привести к очень печальным последствиям – а именно к блокировке банковского счета компании или к безакцептному списанию с него денежных средств.
– Налоговая инспекция имеет право приостанавливать операции по счетам по двум основаниям, – рассказывает Александра Забелина. – Во-первых, в случае представления декларации с опозданием более чем на 10 дней. Разблокировка при этом осуществляется в течение одного операционного дня с момента представления данной декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ). Во-вторых, в случае, если вы не выполнили требование налогового органа о погашении недоимки по налогу, сбору. При этом решение о приостановлении операций должно быть вынесено не ранее требования об уплате налога, сбора. Приостановление операций по счету распространяется только на сумму недоплаченных налогов, сборов.
– Во втором случае мы имеем дело как раз таки с безакцептным списанием по инкассо, – поясняет Антон Стружков. – То есть с взысканием налога, пени и штрафа за счет средств, находящихся на расчетном счету налогоплательщика. При этом необходимо знать, что у организации есть шанс избежать этой неприятности. Дело в том, что прежде чем вынести решение о списании, ФНС направляет «должнику» требование погасить недоимку. Если это требование налогоплательщик в указанный срок не выполняет, тогда уже выносится решение о списании. Однако организация имеет право на любом этапе обжаловать это требование. То есть как только вы получаете от налоговой инспекции указание погасить долг, которого у вас, по вашим подсчетам, нет, вам следует сразу же подать в суд иск о признании этого требования незаконным. Одновременно с ним вы подаете ходатайство с просьбой применить обеспечение иска и запретить списывать соответствующие деньги с расчетных счетов до вынесения судебного решения. Если ходатайство будет удовлетворено (вероятность 50 на 50), то на протяжении судебного процесса, а это опять-таки три-четыре месяца, деньги с вашего счета не спишут. Что будет дальше – решит суд.
Предположим, операцию с ходатайством об обеспечении иска провернуть по тем или иным причинам не удалось, и средства все же списали. Для начала можно попытаться уладить дело мирным путем.
– Если у вас списаны деньги по счету по налогу, сбору, штрафу инкассово, то задачу надо решать с конца, – советует Александра Забелина. – В банке попросить копию решения об инкассовом списании средств. В решении указана причина. Причину следует ликвидировать: к примеру, если это штраф из ФСС о непредставлении расчетной ведомости в установленные сроки, следует представить в ФСС второй экземпляр ведомости либо с отметкой о получении, либо представить опись с чеком об отправке почтой. Обязательно узнайте ФИО, телефон инспектора (в нашем примере это инспектор ФСС), который видел и будет решать ваш вопрос, а также посылать письмо об отзыве инкассо.
Не удалось по-хорошему? Значит, судебных тяжб в попытке вернуть свои деньги и добиться справедливости вам все же не избежать. Однако имейте в виду, что понятия о справедливости у всех разные, то есть разорить ФНС своим иском и отсудить у нее лишний миллион за моральный ущерб у вас не получится.
– Во-первых, понятие «моральный ущерб» в спорах юридических лиц не применяется, – подчеркивает генеральный директор юридического центра «Глосса». – Не стоит рассчитывать и на компенсацию упущенной выгоды. Единственное, что вы можете сделать, это наряду с иском о признании требования об уплате налога недействительным подать заявление о возврате излишне списанных сумм налога, а также потребовать начислить на эти излишне списанные суммы проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования, то есть сейчас это 10% годовых, а отсчет идет с момента списания денежных средств. Кроме того, вы можете потребовать возместить вам расходы на оплату юриста. Много, конечно, суд по этой статье вам не даст, но 15-20 тысяч рублей получить можно. Хочу заметить, что с обращением в суд тянуть нельзя. Если решение о доначислении сумм налога вы не обжалуете в течение трех месяцев с момента его вынесения, потом уже будет очень сложно кому-то что-то доказать.
По словам Антона Стружкова, подобных дел в судах сейчас рассматривается довольно много. Несмотря на то, что проблемы у истцов с фискальными органами в общем-то одинаковые, решение арбитража зависит от каждой конкретной ситуации. Идеальным налогоплательщиком в нашей стране стать очень сложно, поэтому в одних случаях инкассовое списание средств однозначно признается ошибкой инспекции, а в каких-то выясняется, что оба хороши. При этом юрист констатирует нерадостную для организаций тенденцию – в последнее время, начиная с 2005 года, увеличивается процент решений не в пользу налогоплательщика. Не катастрофически, конечно, но заметно.
Материал является авторским и был опубликован в газете "Деловая Москва" в №45. http://www.delpressa.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1399 . Копирование статьи возможно только со ссылкой на источник и согласия как нашего, так и компании "Глосса".