Регистрация МФО
МФО – организация, осуществляющая кредитование населения на основе договоров микрозайма. К «микро» относятся займы размером не более 1 млн. руб. Деятельность таких учреждений регулируется законом №151-ФЗ от 02.07.2010 года.
Документы для регистрации МФО
Зарегистрировать микрофинансовую организацию можно только в виде юридического лица. Индивидуальные предприниматели заниматься такой деятельностью не вправе.
Если регистрация МФО происходит в формате общества с ограниченной ответственностью, то в ИФНС подается стандартный пакет документов:
1.Заявление на регистрацию юридического лица по форме Р11001. Фирменное наименование микрофинансовой организации должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» (требование статьи 5 закона № 151-ФЗ).
2.Устав МФО в двух экземплярах. В уставе надо указать размер уставного капитала, который должен соответствовать виду микрофинансовой организации (МФК или МКК).
3.Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей. К учредителям-физическим лицам и к руководителю МФО закон № 151-ФЗ предъявляет требование – отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления против государственной власти или в экономической сфере.
4.Подтверждение оплаты госпошлины за регистрацию МФО на сумму 4000 рублей.
5.Документы на юридический адрес (копия свидетельства о собственности на нежилое помещение или гарантийное письмо). К помещению МФО закон не предъявляет каких-либо требований, но учитывая, что в нём хранятся наличные деньги, объект, конечно, должен сдаваться под охрану. Рекомендуем заранее уточнять у охранных предприятий, какие условия к организации помещения надо соблюсти.
Варианты подачи документов на регистрацию МФО стандартны:
- личный визит учредителей в налоговую инспекцию;
- почтовым отправлением;
- через представителя;
- заверенные электронной подписью.
При подаче документов почтой или по доверенности заявление по форме Р11001 надо заверить у нотариуса.
Регистрация МФО в налоговой инспекции осуществляется за три рабочих дня, без учёта дней подачи и получения документов. Если все в порядке, то ИФНС направляет заявителям лист записи ЕГРИП по форме № Р50007, один экземпляр устава и свидетельство о постановке на налоговый учёт в электронном виде.
Вновь созданное юрлицо не может заниматься кредитованием до тех пор, пока не встанет на учет как МФО. Государство взимает за это пошлину, причем денежные средства должны быть перечислены в бюджет с расчетного счета организации и не могут быть внесены другим способом. Поэтому открытие счета происходит сразу после госрегистрации ООО.
Здесь процедура стандартна: выбрать банк, уточнить условия обслуживания и тарифы, подготовить запрошенный пакет документов. Как правило, это копия Устава, свежая выписка из ЕГРЮЛ, Приказ о назначении гендиректора.
В зависимости от правил, принятых в том или ином банке, документы заверяются на месте либо в нотариальной конторе. Кроме договора с отделом расчетно-кассового обслуживания кредитного учреждения, генеральный директор должен оформить карточку с образцами подписей и печати. ООО сейчас не обязано иметь печать, но МФО вряд ли без нее обойдется. Так что к моменту похода в банк печать уже должна быть изготовлена.
В течение 2 – 3 дней счет будет открыт. Извещать налоговую и внебюджетные фонды об этом не нужно, банк сам передаст всю информацию. Теперь можно внести на р/счет 1 тыс. руб. и произвести списание по реквизитам Службы Банка России по финансовым рынкам. В платежном поручении в поле назначения платежа необходимо указать: государственная пошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Статус МФО
Статус микрофинансовой организации приобретается со дня включения такой организации в Государственные реестр микрофинансовых организаций. С этого же срока для нее начинают действовать все права и обязанности, которые обладает микрофинансовая организация. Ведение реестра микрофинансовых организаций осуществляется Банком России.
Формы, в которых могут быть зарегистрированы МФО
Далеко не любое юридическое лица может получить статус микрофинансовой организации. Список форм ограничен. Это:
- Фонд
- Автономная некоммерческая организация
- Хозяйственное общество
- Товарищество
Особенности регистрации МФО
1. Наименование такой организации должно содержать слова «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» и указание на юридическую форму, в которой создана организация. Название организации необходимо проверить на оригинальность. Сделать можно это на сайте Центробанка.
2. При выборе системы налогообложения необходимо помнить, что МФО не имеют право применять Упрощенную систему налогообложения.
Членство МФО в саморегулируемых организациях
У МФО есть еще одна обязанность в соответствии с законодательством – в течение 90 дней после внесения записи в Государственный реестр микрофинансовых организаций необходимо вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка. Правда, есть уточнение – при наличии такой саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
Строгому соблюдению подлежат требования законов, которыми обязано руководствоваться МФО в своей деятельности:
- 151-ФЗ о МФО – раскрытие информации о лицах, оказывающих влияние на принятие решений, публикация порядка предоставления микрокредитов;
- 115-ФЗ о противодействии отмыванию денежных средств, полученных нелегальным путем;
- 152-ФЗ об обработке и защите персональных данных.
Организационные требования к регистрации МФО
Прежде чем приступить к процедуре регистрации МФО, надо разобраться, какие их виды существуют. Дело в том, что в зависимости от вида МФО, установлены разные требования к размеру уставного капитала и к наименованию организации.
Основные различия видов МФО:
Микрофинансовая компания (МФК): размер собственных средств (уставного капитала) не менее 70 миллионов рублей. В наименовании должно содержаться словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на её организационно-правовую форму.
Разрешено привлечение денежных средств от физических лиц, не являющихся учредителями, на сумму не менее 1,5 млн рублей
Микрокредитная компания (МКК): специальных требований к уставному капиталу не установлено, поэтому регистрация возможна с минимальным размером для ООО – 10 000 рублей. В наименовании должно содержаться словосочетание «микрокредитная компания» и указание на её организационно-правовую форму Привлечь денежные средства на любую сумму можно только от физических лиц-учредителей МКК
Положение о таком существенном размере уставного капитала (70 млн рублей) для регистрации МФО в виде микрофинансовой компании внесено законом 29.12.2015 № 407-ФЗ. Все МФО, зарегистрированные до 2016 года, должны были до конца марта 2017 года определиться, к какому виду МФО они относятся, и, при необходимости, довести свой капитал до нужной суммы.
Что касается микрокредитных организаций, то хотя для них Центробанк не установил специальный размер уставного капитала, регистрировать МФО с суммой в 10 000 рублей явно не стоит.
Во-первых, выдача займов – это основной вид деятельности МКК, и без начальных денежных вложений организация просто не сможет работать. Во-вторых, закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает, что учредители должны одобрять все сделки размером более 10% от балансовой стоимости имущества. Получается, что при минимально возможном уставном капитале для МКК (10 000 рублей) учредителям придётся собираться для одобрения всех займов с суммой свыше 1 тысячи рублей, что, конечно, очень проблематично.
В реальности при регистрации МФО и для начала её нормальной работы требуется внести не менее 500 тысяч рублей.